
Малоизвестный резидент «Сколково» поучаствует в развитии телемедицины. Комментарий Павла Иккерта, Управляющего партнера «Иккерт и партнеры» для «Ведомости».
Правила телемедицины
Для того чтобы воспользоваться телемедицинской консультацией, согласно проекту постановления Минэкономразвития, пациент должен будет предоставить выписку из больницы по специальной форме – таким образом он подтвердит факт первичного очного приема у врача. Без нее в консультации будет отказано. При выявлении врачом жалоб, являющихся поводом для вызова пациентом скорой помощи, он должен будет прекратить телемедицинскую консультацию, говорится в документе. Медицинские организации должны будут рассматривать любые нарушения на внутренних комиссиях, а также вести реестр негативных явлений и ошибок, выявленных во время применения цифровой инновации.
Данный документ выглядит странным, потому что «М-лайн» не единственная компания, которая предлагала варианты развития этого направления, говорит управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт. Он напоминает, что в реестре экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций есть такие компании, как «Медси», «Доктор рядом», «Инновационная медицина» («Сберздоровье»), но им статус субъекта не предоставлен. Эти компании в октябре 2021 г. обращались в Минэкономразвития с аналогичными инициативами, но их предложение подразумевало постановку диагноза без очного приема врача, а Минздрав выступил против этого. По мнению ведомства, такая инициатива чревата оказанием некачественных услуг, сообщал «Коммерсантъ». Представитель Минэкономразвития уточнил, что, несмотря на отрицательный отзыв Минздрава на этот документ, он продолжает обсуждаться.
Документ Минэкономразвития предусматривает полноценную легализацию так называемого второго мнения, пояснила директор по правовым инициативам Фонда развития интернет-инициатив Александра Орехович. По ее словам, такое решение хоть и не отражает ожидания индустрии, надеющейся на легализацию постановки диагноза без очного приема врача, но тем не менее является большим шагом вперед на пути к этому.
С ней согласен исполнительный директор «Сберздоровья» Анатолий Зингер, отмечающий, что популярность онлайн-консультаций в 2021 г. выросла: «По итогам января – июля 2021 г. число обращений в компанию превысило количество обращений за весь 2020 год, до 200 000 консультаций».
Телемедицина – это инструмент, нужный российской системе здравоохранения для решения проблемы нехватки специалистов в первичном звене здравоохранения, говорит директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов. Особенно остро такая ситуация, по его словам, чувствуется в период эпидемии коронавируса. Но для того чтобы телемедицина смогла работать, в России не созданы условия в общефедеральном масштабе: электронный рецепт и электронная медицинская карта не работают, пояснил он. В 2020 г. число пользователей телемедицинских приложений в России составило более 10 млн человек, всего за онлайн-консультациями обратилось свыше 5 млн россиян, писал «Коммерсантъ» со ссылкой на отраслевой ресурс EverCare. Беспалов и Орехович затруднились назвать размер рынка телемедицинских консультаций по итогам 2021 г.
Запросы в правительство, Минздрав, «Яндекс.Здоровье», «Доктор рядом» и «Сколково» остались без ответа.