
Тарифный плен: агрегаторов такси подозревают в нарушении конкуренции. Компаниям может грозить штраф в размере до 15% выручки. Комментарий Павла Иккерта, Управляющего партнера «Иккерт и партнеры» для «Известия».
Основных агрегаторов такси, работающих в России, подозревают в ценовом сговоре. ФАС изучит материалы после расследования антимонопольщиков из Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), сообщил «Известиям» представитель ведомства. ЕЭК в 2021 году установила, что пять агрегаторов, вероятно, координировали действия, которые привели или могли привести к установлению и поддержанию согласованных цен на рынке. Среди возможных нарушителей — «Яндекс.Такси», китайский DiDi, Gett, «Ситимобил» и эстонский Bolt. ЕЭК не может самостоятельно наказать компании, так как нарушения выявлены на территории отдельных стран-членов ЕАЭС, а не на всем трансграничном рынке. Если ФАС подтвердит опасения комиссии, то в России компаниям может грозить штраф до 15% выручки.
Сговорились, что ли
Департамент антимонопольного регулирования ЕЭК выявил признаки координации деятельности компаний-агрегаторов такси в России, следует из материалов расследования комиссии. С документами ознакомились «Известия», их подлинность подтвердили в ЕЭК. В них говорится о пяти компаниях на российском рынке, у которых выявлены нарушения: «Яндекс.Такси», DiDi, Gett, «Ситимобил» и Bolt Technology. Последний сервис не работал в России с осени 2021 года.
Действия агрегаторов привели или могли привести к установлению цен (тарифов) на рынке услуг легкового такси в нарушение п. 3 ст. 76 Договора о Евразийском экономическом союзе, заключила ЕЭК. Конкретных случаев или обстоятельств нарушений в ЕЭК не раскрыли.
Комиссия подсчитала, что в союзных странах работает более 700 компаний, предоставляющих услуги заказа такси — как агрегаторов, так и традиционных диспетчерских служб. Но большинство таксопарков получают заказы через наиболее крупные сервисы, которые одновременно работают в России, Армении, Киргизии, Казахстане и Белоруссии. Это российский «Яндекс.Такси» и эстонский Bolt. Последний присутствовал в нашей стране на момент расследования, поэтому также попал в поле зрения антимонопольщиков.
При этом юрлица и формы организации «Яндекса» везде разные: например, в Армении и Киргизии услугу предоставляет Yandex.Taxi (зарегистрирована в Нидерландах), в Казахстане — товарищество с ограниченной ответственностью «Яндекс.Такси Корп», в России — ООО «Яндекс.Такси», в Белоруссии — UBER ML (через ряд структур принадлежит MLU, совместному предприятию «Яндекса» и американского Uber, в котором российская компания владеет 71% акций). ЕЭК выявил координацию цен со стороны «Яндекса» и Bolt и на рынках этих союзных стран.
Отсутствие единого юрлица «Яндекса» не позволило комиссии призвать компанию к ответственности. Компетенция ЕЭК распространяется только на случаи, когда одна коммерческая или некоммерческая организация или физлицо, а не группа лиц нарушает конкуренцию на рынках двух и более союзных государств.
Материалы расследования были переданы в антимонопольные органы указанных стран, в том числе в российскую ФАС. В Федеральной антимонопольной службе «Известиям» сказали, что получили материалы расследования ЕЭК и в настоящее время они анализируются.
Не «Яндексом» единым
В ходе расследования ЕЭК оценивала состояние конкуренции на рынке заказа такси с 2018 года по второй квартал 2021 года. Были изучены публичные оферты, договоры, соглашения и ответы самих компаний на запросы комиссии.
В тех случаях, когда в документах были обнаружены формулировки о том, что агрегатор сам устанавливает тарифы на поездки, это обстоятельство было взято за основу для обоснования наличия признака нарушения, пояснил замдиректора антимонопольного департамента Константин Бегиджанов. По мнению комиссии, в этом случае водители и таксопарки, будучи отдельными субъектами рынка, не могут на них повлиять. К тому же разные сервисы заказа внедрили схожие друг с другом алгоритмы ценообразования, поэтому между собой они также не конкурируют по цене — динамика изменения всегда аналогична.